25 апреля 2024, ЧТ, 10:27
20 мая 2017 Культура

Трудности перевода: впечатления от первого вечера Jazz May в Пензе

Автор:Дмитрий Инюшкин
фото:Андрей Демин

Седьмой джазовый фестиваль открылся концертом, который не все зрители смогли дослушать до конца.

Jazz May замечателен по многим причинам, и одна из них в том, что благодаря ему слушаешь разную музыку. Первый вечер седьмого фестиваля, где выступили пензенский «Экспресс бэнд», луганский «Комбо» и американо-испанско-российский квартет Дины ДеРоуз, с этой точки зрения и вовсе был поразителен. Сначала вышли музыканты, которые играли нечто имеющее мало отношения к джазу, затем - честно играющие джаз, и, наконец, на сцене появились люди, которые джазом дышат и живут.

Американская певица и пианистка Дина ДеРоуз, в тот же день успевшая дать мастер-класс для всех желающих, стала главным угощением вечера, и сразу подчеркнем, что компания с ней приехала отменнейшая. Яков Окунь, которого многие запомнили как блистательного пианиста по фестивалю 2014 года, пересел за барабаны и был более чем убедителен; контрабасист Макар Новиков одаривал публику густым сочным звуком, и немногочисленные его соло становились изысканными подарками; испанский трубач Рейнольд Колом, чья меланхоличность на сцене выглядела занятным контрастом по отношению к стране происхождения, сдержанно выдавал впечатляющие пассажи, на которые публика отвечала благодарными аплодисментами.

При этом создавалось ощущение, что все трое играют с Диной ДеРоуз годами, и она не сдерживала эмоций, когда вслух восторгалась своими коллегами - чего стоит хотя бы прекрасная фраза «Yasha on the drums!!!!» (Яша на ударных!!!) в отношении Окуня.

Сама главная героиня, кстати, которая во время дневного мастер-класса пользовалась услугами переводчицы, на концерте постоянно разговаривала с залом, совершенно не рассчитывая на то, что кто-то ее английские слова превратит в русские - просто была уверена, что поймут и так. Перед каждым очередным номером она подробно объясняла, например, кто автор, почему особенно важен текст и какой смысл она сама вкладывает в ту или иную песню.

Впрочем, слово «песня», пожалуй, не подходит: те, кто ожидали услышать от Дины ДеРоуз нечто вписывающееся в рамки вполне традиционного стиля, были, скорее всего, несколько озадачены. Даже вполне мирное начало, настраивающее на привычный балладный дух, могло в итоге обернуться бурным развитием событий, уводящим куда-то в сторону фри-джаза.

И, похоже, не все выдержали. После трех номеров ушла первая группа зрителей: люди синхронно поднялись в разных концах зала и направились к выходу. Дальше, когда музыканты, казалось, только начали разыгрываться, уходящих стало еще больше. Ошибкой было бы сказать, что места опустели, однако ясно было и то, что для нескольких десятков человек в тот вечер джаз подтвердил свою репутацию музыки сложной для понимания. Правда, по окончании концерта было высказано и еще одно соображение, чисто организационного толка: и первое, и второе отделения начались с запозданием, а потому, когда время перевалило за 22:00, люди озаботились возможностью добраться до дома. Что ж, может быть и так.

Те же, кто остались, скорее всего, о времени не слишком заботились вне зависимости от способов передвижения. Квартет Дины Де Роуз выдал великолепный концерт, в котором сверкали яркие свежие краски джаза высочайшего уровня, и за этот глоток свободы огромное спасибо. Остается только пожалеть, что не удалось услышать, как Яков и Дина играют на двух роялях: такая возможность предполагалась, но так и осталась нереализованной. Увы. 

Сегодня в вечерней программе Jazz May фортепианное трио Dock In Absolute из Люксембурга, а также Мариам Мерабова – звезда третьего сезона шоу «Голос».

Фотоотчет о ходе фестиваля - ЗДЕСЬ