29 марта 2024, ПТ, 01:21
31 мая 2018 Интервью

Александр Гришаев: «Новые дороги в Пензенской области снизили аварийность на 16%»

фото:Пресс-служба Министерства строительства и дорожного хозяйства Пензенской области

Портал новостей «Пенза-Взгляд» обсудил ход работ по проекту «Безопасные и качественные дороги» с министром строительства и дорожного хозяйства Пензенской области.

Александр Георгиевич, в понедельник на планерке губернатор Иван Белозерцев похвалил мэра Пензы Виктора Кувайцева за работу в рамках реализации федерального проекта «Безопасные и качественные дороги». Насколько успешно, на ваш взгляд, он продвигается в нашем регионе?

Оценку работе по проекту «Безопасные и качественные дороги» дают сразу несколько инстанций и ведомств. Это наш проектный офис, который собирается раз в неделю под руководством председателя правительства или под моим руководством. Также процесс контролирует Росавтодор и подведомственные ему организации — Росдортехнологии, Информавтодор. Также контроль осуществляют специалисты федерального Министерства транспорта.

В этом проекте есть контрольные точки. По заключению договоров с подрядчиками это было 31 марта, и мы прошли ее без проблем. Была контрольная точка по внесению корректировок в проект, когда в него включаются, к примеру, дополнительные объекты. Мы уже подписали откорректированный паспорт в Росавтодоре и сейчас городская администрация Пензы должна провести аукцион по 8 дополнительным объектам и быстро заключить договоры с подрядчиками.

Работа по основным объектам в городе ведется. В Пензе охвачено 50% запланированных на этот год объектов, по Засечному сельсовету все 33 объекта, оба объекта в Заречном. Кроме этого ремонт продолжается на 22 областных дорогах, где заказчиком выступает Управление строительства и дорожного хозяйства региона.

Как происходит включение дополнительных объектов в проект «Безопасные и качественные дороги»

Есть несколько способов, в том числе по обращениям граждан — к губернатору, на «прямую линию» и через специально созданную для внесения подобных предложений систему «Эталон». Губернатор тоже предлагал объекты для реконструкции и расширения. Так, например, в плане появилась реконструкция улицы Попова, на которой первоначально был запланирован только ремонт. Реконструкция предусматривает расширение проезжей части, строительство парковки.

В следующем году нас ожидают более серьезные объекты, связанные с реконструкцией и новым строительством. Мы планируем осуществлять их как раз за счет проекта «Безопасные и качественные дороги» и новой федеральной программы по ремонту муниципальных мостов, которую сейчас Министерство транспорта выносит на рассмотрение правительства.

Мы видим, что если мосты федерального значения в порядок привели, то средств областного и муниципального дорожных фондов на городские и областные сооружения, конечно, не хватает. В ведении управления строительства и дорожного хозяйства региона находится более 200 мостов. И только в Пензе из 14 мостовых сооружений 9 находятся в предаварийном состоянии, в том числе Бакунинский мост.

В названии федерального проекта есть слово «качественные». Как бы вы сами оценили качество укладываемого дорожного полотна?

Сейчас появилось много материалов и нам, наконец, дали реальные деньги на то, чтобы мы клали качественный щебеночно-мастичный асфальт (ЩМА). Он без примеси битума, связующим материалом служит мастика.

Не секрет, что главным врагом асфальта являются вода, заморозки и соль, которую мы сыплем в достаточном количестве на наши дороги, а соль и битум - это два несовместимых вещества. Именно из-за нее битум теряет связующие качества и асфальт крошится.

Мастика как связующий материал служит значительно дольше, старение покрытия происходит позже. Мы уже второй год кладем ЩМА. Гарантийные сроки на дороги с таким покрытием — пять лет, в течение которых подрядчик устраняет за свой счет недостатки.

Как контролируется качество работы подрядных организаций?

Контроль осуществляет сам заказчик, например, мэрия Пензы. Ее структуры заключают договор на технический надзор с организацией, у которой есть на это соответствующая лицензия. Также за качеством наблюдает Росавтодор. Совсем недавно из Пензы уехала комиссия из этого ведомства в составе девяти человек. Они проверили качество и объем выполненных по проекту работ. Надо сказать, что и общественность очень серьезно сейчас контролирует этот процесс, средства массовой информации. Так что игнорировать их мнение просто преступно.

Что является гарантийным случаем на дорогах, построенных по проекту «Безопасные и качественные дороги»?

Сетки трещин, неправильное устройство колодца, установленный неверно знак, некачественное освещение, ведь проект предусматривает не только ремонт самого полотна, но и обустройство дороги — ограждение, светофоры, дорожные знаки. Так, только в этом году будет установлено более 800 знаков, 3,5 километра ограждений, около 22 километров осветительных конструкций.

Все это относится уже к понятию «безопасные»?

Это большая работа, направленная на увеличение количества дорог, находящихся в нормативном состоянии. У нас в области, кстати, этот показатель на неплохом уровне. По региональным дорогам процент нормативности один из лучших в ПФО — более 62%. В Пензе до недавних пор он составлял всего 44%, затем его удалось поднять по пензенской агломерации до 52%, а в 2018 году должны довести до 59,87%. К 2025 году, когда завершится федеральный проект, 85% всех дорог агломерации, а это более 800 километров, должны быть в состоянии, близком к идеальному.

Также перед нами стояла задача снизить количество очагов аварийности. На момент начала реализации проекта их было 33 по пензенской агломерации, за 2017 год снизили это число до 25, в этом году их останется 16. За прошлый год ни одного нового очага аварийности не было выявлено. Работа в этом направлении подразумевает регулирование скоростного режима, настройку светофоров на нужный режим, который в определенном месте обеспечивает и пропускную способность, и безопасность для пешеходов и водителей.

Задача снижения аварийности подкрепляется статистикой ГИБДД?

По сравнению с 2016 годом, когда началась реализация БКД, аварийность снизилась примерно на 16%. И потом профилактика серьезная на дорогах — щиты, призывы снизить скорость, обращения к водителям как к тем людям, которых ждут дома.

Еще с 1 января 2019 года все штрафы, которые зафиксируют камеры на дорогах, пойдут целевым направлением в Дорожный фонд. Сейчас они концентрируются в бюджетах разного уровня и эти деньги могут направить на любые цели. Со следующего года все эти средства пойдут в фонд и, таким образом, вырастет объем средств, на которые можно будет сделать тот же ремонт, установить знаки и повысить безопасность.

Есть еще проблема аукционов, согласно которым заказчик должен заключить контракт с подрядчиком по наименьшей из предложенных цен. Как это отражается на качестве материалов, используемых для ремонта дорог?

Кроме минимальной цены, там есть и другие условия, в том числе по срокам и качеству. Конечно, мы видим несовершенство 44-ФЗ и не только в сфере дорожного хозяйства. Проблема есть, и задача заказчика — грамотно составить техническое задание и подать документацию на аукцион так, чтобы вопросов по качеству не возникло. Больше хлопот нам доставляют так называемые профессиональные жалобщики. Это организации, которые сами не выходят на аукционы по выполнению работ, зато пишут претензии по итогам аукционов, оспаривают вывешенную документацию и пытаются договориться с заказчиком, что за определенную цену они готовы снять возражения.

Были случаи, когда подрядчиков заставляли переделывать уже выполненную работу?

Да, были. В прошлом году, например, мы заставляли переделывать дорожное покрытие в районе села Засечное. Одну улицу там подрядчик переделывал полностью. Замечания шли со всех сторон — от «Большой Волги», технадзора, министерства. В этом году на Терновском мосту из-за того, что подрядчику пришлось заново переделывать свою работу и переукладывать покрытие, образовались серьезные автомобильные «пробки».

Какие санкции применяются к недобросовестным подрядчикам?

Санкции предусмотрены не только за неудовлетворительное качество дороги, но и за сроки. Они прописываются в договорах и весьма ощутимы. Одно только Управление строительства и дорожного хозяйства Пензы за 2018 год выписало 33 предписания исправить недостатки в сделанной работе.

Подрядчики сейчас стараются не шутить и выполнять указанные предписания в срок, потому штрафы за каждый день просрочки серьезные — около 10% от стоимости контракта, а его сумма составляет миллионы рублей.

В этом смысле больше всего трудностей было в 2016 году, когда в Пензу приходили работать «варяги» - из Саратова, Тамбова и Тольятти. С ними мы разорвали контракты и сейчас на объектах работают только пензенские предприятия.

Я правильно понимаю, что финансово подрядчику выгоднее устранить нарушения и даже переделать участок, чем получить штраф?

Конечно. Сто процентов.

Некоторое время назад губернатор просил проработать возможность установки «умных» светофоров с возможностью видеофиксации. Какое-то есть движение в этом направлении?

В этом году в Пензе должны появиться несколько пешеходных переходов с качественной подсветкой и светящейся дорожкой. Эти переходы будут оборудованы и светофорами с видеофиксацией. Система также будет регулировать транспортные потоки в автоматическом режиме. Если допустим где-то образовалась пробка, она переключит режим светофора, увеличив или уменьшив пропускную способность на своем участке. Сейчас мэрия выбирает места для установки таких светофоров и несколько их до конца года в областном центре появится. По крайней мере, губернатор поставил такую задачу.

Какой объем работ в 2018 году Пензенская область должна выполнить по федеральной программе?

730 миллионов рублей дает федеральный бюджет и 730 миллионов - консолидированный бюджет региона. На эти деньги мы должны сделать 127,144 километра качественных и безопасных дорог. До 2025 года из федерального бюджета на реализацию проекта мы должны получить больше 6 миллиардов рублей. Если экономическая обстановка и приоритеты у государства останутся прежними, конечно.