24 Апреля 2024, СР, 20:50
              

Налоговый и бухгалтерский учет спецодежды: изменения в 2017 году

Все работники, согласно требованиям охраны труда, должны получить от организации-работодателя средства индивидуальной защиты (СИЗ). С помощью данных технических средств не допускается или сокращается до приемлемого уровня воздействие опасных факторов. СИЗ и спецодежда используются и для защиты от грязи, в комплект входят спецодежда и обувь, а также некоторые другие средства. Разрешено использование только сертифицированных СИЗ (или с задекларированным соответствием). Положения Фед. закона № 184-ФЗ от 27.12.2002, регулирующие использование СИЗ: ст. 24, ст. 25, а также ст. 209, ст. 212, ст. 221 Трудового Кодекса.

У всех работников есть право на предоставление средств индивидуальной защиты (согласно условиям труда), реализация этого права обеспечивается работодателем. Если работник не обеспечен СИЗ, у работодателя нет права требовать выполнения трудовых обязанностей, связанных с необходимостью применения защитных средств. Простой работника должен быть оплачен.

Разработкой межотраслевых правил по обеспечению работников спецодеждой и СИЗ занималось Минздравсоцразвития России, нормы закреплены в приказе № 290н от 01.06.2009 № 290н. Согласно п. 9 Правил, на этапе заключения трудового договора работник должен быть ознакомлен с необходимыми ему в работе СИЗ и порядком их предоставления. На «сквозные» должности и профессии распространяются обычные нормы, указанные в приказе Министерства труда № 997н от 09.12.2014.

С перечнем СИЗ, необходимых сотруднику, можно ознакомиться в Отчете о проведении специальной оценки условий труда (раздел IV, прил. № 3 к приказу Министерства труда N 33н от 24.01.2014). Даже если не выполнена специальная оценка или не проведена аттестация рабочих мест, работодатель все равно обязан организовать надлежащую охрану труда. За нарушение этого требования – административное взыскание в виде штрафа на должностное лицо (20-30 тысяч рублей) и на юридическое лицо (130-150 тысяч рублей).

Подготовка документов в рамках учета спецодежды

Предоставление рабочей одежды и их возврат работником регистрируются в его личной карточке, с ее формой можно ознакомиться в Межотраслевых правилах. Личную карточку учета СИЗ нельзя рассматривать, как первичный документ учета – на ней нет подписи должностного лица, занимавшегося выдачей. Операции с СИЗ удобнее всего документировать с помощью нескольких унифицированных форм, утвержденных в постановлении Госкомстата № 71а от 30.10.1997:

  • № МБ-2. Карточка учета. Малоценные предметы, а также предметы с быстрой степенью износа.
  • № МБ-4. Акт. Записи о выбытии малоценных предметов и предметов с быстрой степенью износа.
  • № МБ-7. Ведомость. Учет предоставления специальной одежды и обуви, СИЗ.
  • № МБ-8. Акт. Списание малоценных предметов и предметов с быстрой степенью износа.

Нюансы учета спецодежды и СИЗ в бухгалтерской и налоговой документации

Все особенности бухучета спецодежды указываются в Методических указаниях (утв. приказом Министерства финансов № 135н от 26.12.2002). Согласно данной нормативной документации, списание стоимости спецодежды происходит при ее передаче в использование, в соответствии со сроком полезной эксплуатации по нормам отрасли. Если срок эксплуатации менее 1 года, возможно единовременное списание. Этот же подход может быть применен для налогового учета. Представители налоговой службы согласятся с экономической целесообразностью расходов, если спецодежда необходима работникам на основании аттестации рабочих мест или спецоценки.

Работник должен использовать спецодежду при выполнении своих трудовых задач. В остальное время ношение такой одежды не допускается, для ее хранения работодателем должны быть отведены соответствующие помещения.

Практический пример учета спецодежды

В январе 2016 года работник, занятый на обслуживании оборудования, получил от работодателя следующие СИЗ (приобретенные также в январе 2016 года):

  • куртка для защиты от грязи и механических повреждений, с утеплителем; срок эксплуатации – 18 месяцев, стоимость – 9 тысяч рублей;
  • рукавицы на меху; срок эксплуатации – 24 месяца, стоимость – 360 рублей;
  • резиновые перчатки (выдача «до износа», с учетом годовой нормы), стоимость – 40 рублей.

Списание стоимости рукавиц и куртки происходит постепенно, на протяжении всего срока использования. Каждый месяц по куртке списывается 500 рублей, по рукавицам – 15 рублей (стоимость делится на количество месяцев эксплуатации). Списание по перчаткам – единовременное.

В апреле 2016 года выявлена утеря перчаток работником, куртка сдана для сезонного хранения. Выполняются следующие записи (без учета расчетов НДС):

ДЕБЕТ 10 субсчет «Спецодежда на складе» КРЕДИТ 60

9400 руб. (9000 + 360 + 40) – закуплена спецодежда;

ДЕБЕТ 10 субсчет «Спецодежда в эксплуатации» КРЕДИТ 10 субсчет «Спецодежда на складе»

9400 руб. – работник получил специальную одежду;

ДЕБЕТ 25 КРЕДИТ 10 субсчет «Спецодежда в эксплуатации»

40 руб. – списание стоимости резиновых перчаток;

ДЕБЕТ 25 КРЕДИТ 10 субсчет «Спецодежда в эксплуатации»

2060 руб. ((500 + 15) руб./мес. х 4 мес.) – частичное списание стоимости куртки и рукавиц, за 4 месяца;

ДЕБЕТ 10 субсчет «Спецодежда на складе» КРЕДИТ 10 субсчет «Спецодежда в эксплуатации»

7000 руб. (9000 руб. – 500 руб./мес. х 4 мес.) – в апреле куртка сдана для сезонного хранения;

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 10 субсчет «Спецодежда в эксплуатации»

300 руб. (360 руб. - 15 руб./мес. х 4 мес.) – в апреле обнаружена утеря рукавиц;

ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 94

300 руб. – списание недостачи на работника (согласно п. 2 ст. 243 Трудового Кодекса).

Несмотря на позицию Министерства финансов, изложенную в письме N 16-00-14/159 от 12.05.2003, специальная одежда не может быть включена в состав основных средств – для нее необходим отдельный учет.

Источник: http://www.avangard-sp.ru