28 марта 2024, ЧТ, 19:00
24 ноября 2016 Актуально

Как «Пассажирские перевозки Пензы» докатились до банкротства

Автор:Влад Языков
фото:Пенза-Взгляд

30 октября в Арбитражном суде Пензенской области состоится очередной этап рассмотрения дела о банкротстве МУП «ППП». Портал «Пенза-Взгляд» решил напомнить, с чего все начиналось.

Что с муниципальным транспортом, мягко говоря, не все в порядке жители областного центра начали ощущать на себе еще в начале нулевых.

Автобусы и троллейбусы ломались с завидной периодичностью, и по одному сходили с маршрутов прямиком в «чермет».

В апреле 2005 году новыми властями города было объявлено о реорганизации предприятий муниципального пассажирского транспорта с целью повышения управляемости и сокращения издержек. Был организован единый перевозчик — МУП «Пассажирские перевозки г. Пензы».

В 2006-м году муниципальный транспорт получил 100 автобусов и 50 троллейбусов, это позволило ему протянуть почти 10 лет.

Все это время муниципальное унитарное предприятие обслуживало 24 автобусных и 33 дачных маршрута. В целом автопарк состоял из 190 автобусов большой вместимости и 93 троллейбусов. Доля муниципального пассажирского транспорта в общих объемах перевозок составляла 55%.

Последние 4 года работы предприятия — «хроника пикирующего бомбардировщика»: в 2010 году убытки МУПа составили 39,9 миллионов рублей, в 2011 году — 82,2 миллиона рублей, в 2012 году — 82,03 миллиона рублей, в 2013 году — почти 84 миллиона.

Причин, которые привели к такому плачевному положению, множество.

Прежде всего, это недостаток финансирования из бюджета города, которое было предусмотрено с целью компенсации недополученных доходов как разницы между предельным тарифом и провозным. Причем с каждым годом выделение средств на эти цели сокращалось. Так, если в 2009 году на нужды МУП «ППП» в бюджете было заложено 180 миллионов рублей, то в 2014 году всего 50 миллионов.
Неэффективно использовались трудовые и материальные ресурсы. Не развивались коммерческие виды деятельности, например, открытие мастерских, оказание услуг по ремонту транспортных средств различной направленности. Сдачей в аренду свободных площадей и производственных территорий, тоже практически никто не занимался.

Расходы на коммунальные услуги, вероятнее всего, также плохо контролировались. В результате МУП «ППП» задолжал энергетикам, поставщикам топлива, частным транспортным предприятиям, которые работали у МУП «ППП» в качестве агентов, выполнявших работу по перевозкам населения и, наконец, собственным сотрудникам, которым не была выплачена заработная плата.

В числе кредиторов МУП «ППП»: УФНС по Пензенской области (сумма требований— 53,6 млн рублей), ООО «Меркурий» (40,5 млн рублей), ОАО «МРСК Волги» (40,1 млн рублей), ООО «ТНС энерго Пенза» (5,8 млн рублей), ООО «Корпорация Дилижанс» (112,9 млн рублей), ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» (1,7 млн рублей), ООО «Ремонтно-строительное управление 12» (366,3 тыс. рублей), ООО «Горводоканал» (330,2 тыс. рублей) и другие.
Логическим завершением деятельности неэффективного МУПа стало банкротство предприятия.

18 марта 2014 года в Арбитражный суд Пензенской области поступило заявление от одного из конкурсных кредиторов – ООО «Корпорация Дилижанс» – о признании несостоятельным (банкротом) Муниципального унитарного предприятия «Пассажирские перевозки г. Пензы».

Новейшая история МУП «ППП» выглядит следующим образом.

В конце октября 2014 года суд признал МУП банкротом и открыл в отношении него конкурсное производство на шесть месяцев. Арбитражным управляющим был назначен член некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Лига» Флит Гаффанов. На тот момент реестр требований состоял из 13 кредиторов с общей суммой 355 миллионов рублей.

На конец января 2015 года в реестр требований кредиторов включены были уже около 40 кредиторов с требованиями на общую сумму около 500 миллионов рублей. Суд, так же установил, что по результатам анализа финансового состояния должника, признаков фиктивного и преднамеренного банкротства не имеется.

С 1 февраля 2015 года решением конкурсной комиссии муниципальный транспорт в Пензе перестал работать. Подвижной состав троллейбусного парка арбитражный управляющий Гаффанов счёл возможным передать в аренду СМУП «Пензалифт», тем самым сохранив тот же объём пассажироперевозок в городе.

В апреле этого года срок конкурсного производства на муниципальном предприятии был продлен. Это было связанно с тем, что МУП не успел продать имущество и доли в компаниях, чтобы покрыть долги перед кредиторами.

7 ноября 2016 года Флит Гаффанов по решению суда был отстранен от выполнения своих обязанностей. А 17 ноября Арбитражный суд Пензенской области утвердил арбитражным управляющим МУП «ППП» Василия Батракова.

Мы будем информировать наших читателей, что происходит с данным предприятием и какие действия принимает новый арбитражный управляющий для спасения предприятия.