25 апреля 2024, ЧТ, 09:05
29 июля 2016 Мнения

Как ректору разорвать порочный круг?

фото:Facebook

Президент региональной Ассоцииации разработчиков программного обеспечения Максим Семенкин об истории с задержанием руководителя ПензГТУ.

«На днях прогремела новость о задержании и.о. ректора пензенского технического вуза за создание системы, при которой преподаватели на платной основе опосредованно оказывали услуги студентам по выполнению курсовых и дипломных работ. Я лично с ректором знаком не был, но мои знакомые отзываются о человеке и его деятельности положительно, и я склонен им верить, - говорит Максим Семенкин. - Что же происходит в профессиональном образовании и почему такая система стала возможной? Попробуем разобраться. Оговорюсь, что сказанное мной относится прежде всего к вузам Пензы и к специальностям, где готовят программистов. Какого качества их готовят сейчас, я хорошо знаю, потому как нам в компании приходится проводить с ними собеседования практически ежедневно. Но это тема для отдельного разговора.

«Студент нынче не тот» - хором твердят знакомые преподаватели вузов. Перечень проблем примерно следующий: математику не знают, приходится на первом курсе учить заново. Прогуливают, учиться не хотят. Могут иметь более десятка задолженностей, и руководство вуза никогда не подпишет документы на их отчисление. Студенты знают о своей безнаказанности и перестают учиться совсем.

Меня одернут и скажут что я преподношу все в черном свете, что среди студентов и выпускников есть победители всевозможных конкурсов, директора и владельцы успешных компаний и просто замечательные люди - гордость вуза. Да, есть. Но в какой мере здесь заслуга именно учебного заведения - нужно отдельно разбираться.

Так что же заставляет вузы набирать студентов, которые не соответствуют их входным требованиям, а после заставляет их сохранять во что бы то ни стало? И снова я слышу со стороны преподавателей ответ на вопрос: «подушевое финансирование». Чем больше студентов числится - тем большее денег будет выделено вузу.

Отчисли 10 студентов - нужно будет уволить одного преподавателя. Сократи несколько преподавателей - можно закрывать специальность, а там, глядишь, и кафедру нужно будет упразднять. Поддерживая на прежнем уровне или даже увеличивая количество учебных мест, вуз пытается нести некую социальную функцию: сохраняет рабочие места для преподавателей, тем самым вероятно пытается сохранить традиции и опыт, которые сложились в стенах вуза. Да и в целом вуз приносит много денег в область - их нельзя отпускать из дотационного региона. Но профессиональное образование, как основная задача вуза - в этом случае неизбежно страдает.

В этой ситуации глава вуза вынужден балансировать между поддержанием качества профессионального образования и выполнением этой самой социальной функции. Если не найдет баланса и произойдет крен в одну из сторон - могут наказать. Возможно, мы это и наблюдаем сейчас… Как думаете, какие есть варианты у ректора, чтобы разорвать этот порочный круг и вернуть вуз к решению основной задачи?»