28 марта 2024, ЧТ, 15:12
1 августа 2017 Общество

Первая мировая глазами пензенцев: «Разрастается звериный, неистовый бабий плач…»

фото:humus.livejournal.com;russiahistory.ru

1 августа 1914 года Россия вступила в Первую мировую войну.

Первая мировая война стала одним из самых серьезных военных конфликтов в истории человечества — как по количеству стран-участниц, так и по числу жертв. Свое современное название она получила, конечно, уже после Второй мировой войны, а прежде жители планеты называли ее Великой войной, что само по себе говорит о масштабе катастрофы. В Российской империи Первую мировую называли также Большой войной и Великой Отечественной войной.

«С Пензой оказалась связана жизнь нескольких писателей, участовавших в этой войне и оставивших письменные свидетельства. Особенная удача в том, что социальное положение писателей, а, следовательно, и жизненный опыт, и жизненная позиция различны», - пишет в обзоре, опубликованном на портале «penzahroniki.ru», главный хранитель Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области Лариса Рассказова.

Воспоминания писателей-пензенцев, очевидцев событий, помогают представить, как восприняли наступление гигантской катастрофы, которой стала Первая мировая, в Сурском крае.

В автобиографическом романе «Конь рыжий» наш земляк Роман Гуль рассказывает, что о начале войны в Керенске узнали из почтовой конторы, а вскоре в городок пришла  всеобщая мобилизация:

«В Керенске никто не хочет и не понимает войны. <…> И когда длиннопестрым шествием — сарафаны, рубахи, черные пиджаки призывных — тронулись со скрипом подводы, тут уж понесся все покрывающий, щемящий бабий визг. И долго еще издали долетал он до опустевшей площади; и только в сумерках Керенск затих, как наплакавшийся ребенок».

Непонятной и страшной описана она в дневниках солдат, уроженцев Пензы. Воевали они на разных участках фронта, но описания военных будней похожи. Полное отсутствие героической интонации, страх за свою жизнь, звериная тоска по дому — вот что запоминается после чтения воспоминаний. И еще бесконечные грязь, холод, голод, дождь и тяжелая, подчас на грани физических возможностей, работа. Для описания боев солдаты находят одно и то же слово — «ад». Это лицо войны, которое не видно за газетными страницами с патриотическими призывами и победными речами командиров перед строем.

«Первые поезда с ранеными начали прибывать в сентябре. Красный крест, администрация, дамы-патронессы работали без устали. Раненые распределялись по больницам, госпиталям, частным клиникам. Следом за ранеными шли поезда с военнопленными. Молодежь ходила на вокзал смотреть на «врагов».

«Австро-венгерская армия представлена была полностью, все виды оружия, народности, формы. Немцы и венгры резко отличались от других национальностей — выдержкой, надменностью. Они держали себя гордо и на любопытных пензяков смотрели свысока. Затем потянулись поезда с «беженцами», жителями западных губерний», - вспоминает другой наш земляк Николай Кривоногов.

Пенза быстро превратилась в тыловой город. Атмосфера в городе изменилась после того, как стали поступать первые сведения о погибших. Первые вдовы, матери, потерявшие сыновей, стали известны всему городу и вызывали уважение и участие у горожан. Родственники воюющих солдат и офицеров волновались, ждали писем. Письма с фронта цензуровались, приходили родным с большой задержкой. Особенную досаду вызывали газеты. Как пишет одна из современниц: «много вранья по городу, настоящего положения вещей никто не знает, ну и врут, кто во что горазд».

Война вошла в повседневную жизнь горожан. Картину первого года войны в Пензе обобщает Роман Гуль: «Пензу затопил шестидесятитысячный гарнизон, и былой моей Пензы уже нет».