29 марта 2024, ПТ, 03:23
16 апреля 2017 Культура

Страсти по Наташе

Автор:Дмитрий Инюшкин
фото:Из личного архива Светланы Орешкиной

Пензенский режиссер Светлана Орешкина поставила жесткий и грустный спектакль об утраченных надеждах и несбывшихся мечтах.

Так получилось, что закрытый показ спектакля «Наташина мечта» для узкого круга руководитель Учебного театра Светлана Орешкина организовала как раз в Страстную пятницу. Вряд ли специально, но некий дополнительный смысл в этом совпадении, право же, просматривался. Хотя бы потому, что нам была рассказана короткая история мучений и страданий с заранее предрешенным исходом. Правда, исходом совсем не радостным – если свет в конце тоннеля тут и есть, то слишком неблизко, чтобы его видеть, да и просто поверить.

Литературной основой для спектакля стала пьеса Ярославы Пулинович. В первые перестроечные годы такие темы в кино, театре и литературе называли «чернухой», но глотали не морщась и даже с охотой: бурные потоки ранее запрещенного и недозволенного кружили головы. Потом чернуха постепенно приелась, наступило пресыщение, захотелось комфортного, красивого, уютного. Однако сами по себе поводы не исчезли, как никуда не делись угловатые, сипло матерящиеся подростки, которые угрюмо ютятся в унылом мирке скучного неблагополучия и видят убогие сны о чем-то большем.

Собственно, заурядность сказочных мечтаний – понятие относительное. Воспитанница детдома и дочь олигарха могут в этом смысле оказаться вполне сопоставимы, но иметь разные возможности и обстоятельства жизни. 16-летняя девочка в потасканном спортивном костюме, которую на редкость достоверно играет Ксения Мишуткина, грезит красивым миром «как с картинки», но не знает, как вести себя даже на дальних подступах к нему – и тут нет ее вины, а есть только беда. Потому что и мир этот существует лишь в приблизительно очерченных границах, в тупеньких словах затасканной песенки «Восемнадцать мне уже», где пожелания «увози за сто морей» и «целуй меня везде» одинаково вымышлены, подсмотрены в плохих фильмах и на страницах дешевого глянца, а на деле оборачиваются горьким разочарованием и саднящим одиночеством.

«Наташина мечта», к слову сказать, представляет собой моноспектакль, который Светлана Орешкина, по ее собственному признанию, сначала честно пыталась оживить и разнообразить дополнительными условно действующими лицами. Но по мере работы не просто победила давняя тяга к минимализму – золотой принцип отсекания лишнего привел к логичному исходу, когда все внимание сосредоточено на героине, которая неизбежно остается одна, потому что все окружающие не больше, чем тени, вне зависимости от того, живут они, умерли или находятся в коме. И постепенно юная актриса (впрочем, восемнадцать ей уже, и это не главный фактор взрослости) тоже осталась один на один с материалом: по-настоящему пережить его можно было только самостоятельно.

Образ, который создает Ксения Мишуткина - на сегодня самая яркая звезда Учебного театра Орешкиной - во многом условен, но не утрирован; история жизни Наташи грустна и безнадежна, но жизнь реальная иной раз предлагает сюжеты покруче. Однако в том и дело, что у «Наташиной мечты» нет задачи сгущать краски, потому что обыденность часто бывает страшнее невероятности.

С легкостью можно представить, что этот спектакль рискует у некоторых вызвать нарекания привычного толка: «Зачем это нужно? К чему эта грязь и эти грубые слова? Разве у нас нет достойных представителей молодого поколения? Разве нет прекрасных примеров трудолюбивых воспитанников детдома, которые добились благополучия?» Ну и так далее.

Но «Наташина мечта» о другом. О том, что есть не учтенные никакой официальной отчетностью системы, которые в критической ситуации не оставляют большого выбора и к тому же с легкостью подталкивают именно к неверному шагу.

О том, что для допущенных ошибок не следует искать оправданий, но всегда стоит найти причину – и она никогда не бывает одной-единственной, хотя без труда можно назначить крайнего.

О том, куда приводят мечты, за крах которых ты готов заплатить чужим горем, просто потому что не знаешь иных способов.