Максим Иванкин: Общественный транспорт – это не удовольствие и не благо, это необходимость
Общественный транспорт не теряет своей нужности и важности, обеспечивая территориальную целостность города. Об актуальных проблемах и перспективах этого направления рассказал начальник управления транспорта и связи Пензы Максим Иванкин.
Как вы оцениваете ситуацию по транспортному обслуживанию в Пензе?
- В целом ситуация нормальная – горожане пользуются, транспорта хватает. Единственное, что хотелось бы изменить – увеличить долю автобусов большой вместимости. В утренние пиковые часы наблюдается превышение норм вместимости пассажиров на маршрутных такси - не все жители города могут комфортно уехать, не хватает провозных возможностей маршрута. Уже три месяца вплотную работаем над увеличением количества автобусов большой вместимости в Пензе, ведем переговоры с перевозчиками. Сейчас готовим маршрут №68, его продлили с улицы Российской до Арбековской заставы. На этом направлении работает 25 маршрутных такси, планируем заменить на 20 автобусов. Перевозчик готов, все нормативные документы сформированы. Предположительно переход должен произойти к лету.
- В некоторых городах нет маршрутных такси в принципе, общественный транспорт состоит исключительно из автобусов и троллейбусов. Применима ли такая практика у нас?
- Полностью отказываться от маршруток не стоило бы. У нас есть направления, где автобусы большой вместимости будут просто нерентабельны - это маршруты с малым пассажиропотоком. Но они есть, и наша задача - обеспечить людей транспортом. Да автобус не везде и развернется, если посмотреть с географической точки зрения. На центральных городских магистралях должны преобладать автобусы большой вместимости.
-Какие условия и требования прописаны в договоре между перевозчиком и администрацией города? Как вы контролируете выполнение этих условий?
- В настоящее время существует договор на организацию транспортного обслуживания, который заключен с перевозчиками по итогам конкурса. Кроме того, некоторым из них выдано свидетельство на организацию транспортного обслуживания.
В договоре прописано все - количество машин, которые ежедневно должны выходить на маршрут, схема движения, режим работы, а также требования по оборудованию автобусов автоинформаторами, системой «ГЛОНАСС», по соблюдению санитарного состояния и так далее. Все это перевозчиком должно выполняться при работе на маршруте. Если перевозчик два и более раз в течение трех месяцев нарушил условия договора, мы это фиксируем и вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке. Если не выполняются условия свидетельства и нарушения нами выявлены, мы можем обратиться в суд с иском о лишении перевозчика свидетельства.
- Одним из условий в договоре с муниципалитетом является заключение договора с Городским диспетчерским центром. Это обязательно?
- Да, такое требование есть, и оно обязательное.
- Если перевозчик не исполняет данный пункт договора, какие действия предпринимает ваше управление?
- Мы оставляем за собой право обратиться в суд с иском о понуждении перевозчика заключить договор с ГДЦ.
- Насколько нам известно, у перевозчика, обслуживающего маршрут №54, не заключен договор с ГДЦ? Его невозможно отследить на сайте 58bus. Как вы это поясните? Не является ли это прямым нарушением договора с городской администрацией?
- По поводу заключения договора с ГДЦ в отношении перевозчика, обслуживающего маршрут №54, ведется досудебная практика урегулирования вопроса.
Что касается сайта 58bus, то он был добавлен требованием ГДЦ по согласованию с нами. Однако размещение информации на карте сайта не является обязательным требованием. Да, 54 маршрута сейчас там нет - у перевозчика возникли проблемы с телематикой и взаимоотношениями с ГДЦ. Но он есть на сайте maxikarta. Однако мы надеемся, что 54 маршрут вернется на сайт 58bus, меры со своей стороны мы предпримем. Мы понимаем, что это удобно для жителей города, и всегда этот сайт поддерживали.
- Как часто управление осуществляет проверки на соблюдение всех условий договора?
- Проверки у нас проводятся еженедельно – проверяем режим работы в вечернее время, также выборочно те маршруты, у которых знаем слабые места. Можем выехать и утром, и в течение дня, а также по обращению граждан проводим проверку.
- Одно из явных нарушений –количества машин на маршруте не соответствует нормативам. На некоторых маршрутах недостаток два-три автобуса, у других – порядка половины, к примеру, на маршруте 54. Как вы это объясните и каковы ваши действия?
- Больше половины – сейчас уже ситуации такой нет. Буквально на прошлой неделе мы делали срез по всем автобусам большой вместимости - недовыпуск идет от одной до восьми единиц техники. Всем перевозчикам отправлены акты проверок. Если перевозчики не устранят нарушения, и оно будет повторно выявлено при последующей проверке, будет рассмотрен вопрос о расторжении договора.
Утвержденное количество техники должно выпускаться на маршрут. Перевозчики обязаны предусмотреть замену транспорта в любом случае, должен быть резерв.
- Еще один вид общественного транспорта – троллейбус. Как вы оцениваете будущее троллейбусов в Пензе, их целесообразность и необходимость?
- Троллейбусы мы пытаемся сохранить, но это убыточный вид деятельности, который субсидируется из бюджета города. Сейчас в Пензе семь маршрутов, работает 65 единиц.
- Есть ли у вас, как у начальника Управления транспорта и связи Пензы, пожелания к тем, кто пользуется общественным транспортом и к тем , кто его обслуживает?
Мне хотелось бы, чтобы все были взаимно вежливы к друг другу – и водители, и кондукторы, и пассажиры. И чтобы было понимание: использование общественного транспорта в городе – это не удовольствие и не благо. Это необходимость.