20 апреля 2024, СБ, 03:17
7 марта 2017 Интервью

Вячеслав Белоусов: «На преступление человека могут толкнуть приказывающие галлюцинации»

Автор:Олеся Фирсова
фото:http://opb-evgrafova.ru/administration

Главный психиатр Пензенской области о том, что может толкнуть человека на страшное преступление, весенних обострениях и том, как избежать депрессии.

- Вячеслав Иванович, до сих пор жители области переживают жестокое убийство ребенка в Сурске. Скажите, а есть ли у детоубийц какой-то типичный портрет, можно ли распознать его?

- Нет психологического портрета, он составляется на основе каждого конкретного случая. Распознать детоубийцу нельзя: нет связи личностных особенностей и психических заболеваний с данным видом преступления.

- Какие факторы могут привести к преступлению? Есть убеждение, что весной и осенью происходят так называемые обострения у людей с неустойчивой психикой…

- Существует мнение, что весной многие заболевания обостряются – не только нашего профиля. Но мой многолетний опыт показывает, что это не всегда так. Бывают весенние обострения депрессии, но она не является мотивом совершения агрессии. Зато часто становится причиной аутоагрессии – суицида.

- Что же тогда может стать мотивом подобного преступления?

- Тут может быть несколько причин. Например, у человека заболевание – императивный галлюциноз. Больной слышит приказывающие голоса, видит приказывающие галлюцинации, которые говорят что-то сделать: отрубить руку, убить человека. Такие случаи редко, крайне редко, но бывают, в том числе и в нашем регионе. В Заречном много лет назад был такой человек: он убивал всех, кто ему попадался на пути, в том числе и детей.

Галлюцинации могут быть следствием не только шизофрении, но и употребления алкоголя, травматического психоза – любая тяжелая внешняя причина может дать галлюциноз. Однако иногда на наших больных пытаются переложить ответственность за те или иные события, так как человек беспомощен, не всегда способен себя защитить.

- Какие действия предпринимаются после того, как у человека выявляются опасные для социума отклонения?

- Если речь идет о ребенке, подростке, если отмечается склонность к асоциальным поступкам, то он попадает под наблюдение полиции (ИДН), или социальной службы, когда семья неблагополучная. Многие пытаются спросить со школы или медицины – это крайне неправильно. Ответственность прежде всего должна быть на родителях.

Взрослые люди подвергаются административной или уголовной ответственности. Миф о том, что он «дурак» и ему ничего не будет, не имеет под собой оснований. Они также подвергаются уголовному преследованию, в ходе которого назначается судебно-психиатрическая экспертиза. Человек может быть освобожден от уголовной ответственности, но это не значит, что он останется в обществе и будет продолжать представлять опасность. К нему применяются принудительные меры медицинского характера, и это еще серьезнее. Когда здравого человека привлекают к ответственности, ему какой-то срок дают – три, пять, десять, двадцать лет, а у нас принудительное лечение сроком не регламентировано.

- Вы упомянули весенние обострения депрессии… Часто ли пензенцы приходят за помощью специалиста весной?

- Столетиями существует психиатрия, столетиями мы не можем убрать страх человека – что он попадет в психбольницу. В том числе и через СМИ пытаемся привить культуру обращения к медикам, к психиатрам, психотерапевтам. Сейчас есть возможность обратиться по телефону доверия, спросить о том, что вас беспокоит.

Хотя бывает так: приходит человек, говорит – у меня депрессия. На самом деле это совсем не то. Депрессия – это триада: плохое настроение; заторможенность мышления - мыслей нет, голова пустая, как больные говорят, ни о чем не думается, ничего не усваивается, читаю лист деловой информации и ничего не понимаю; двигательная заторможенность - человек лежит, ему не хочется ни общаться, ни говорить, ничего делать не хочется. Все три симптома – депрессия, а когда человек говорит: у меня плохое настроение, а сам бегает по городу – это не депрессия.

- Можно ли как-то уберечь себя от депрессии?

- Классическая депрессия лечится только медикаментозно. От ситуационной депрессии может уберечь позитивное мышление. Есть саногенное мышление – направленное на оздоровление себя, есть патогенное – направленное на патологию. Человек, склонный к хандре, преувеличению своих ощущений и возведению их в куб, больше подвержен депрессии. Факторы, позволяющие избежать депрессию – спорт, увлечения, общение, то есть элементарные человеческие радости.