19 апреля 2024, ПТ, 01:33
5 декабря 2016 Интервью

Анатолий Вассерман: «Надо искать себе задачи посложнее»

Автор:Дмитрий Инюшкин
фото:Пенза-Взгляд

Знаменитый участник интеллектуальных турниров – о памяти и знании, провинции и столице, вопросах и ответах.

Анатолий Вассерман, журналист, публицист, телеведущий и политический консультант, прежде всего воспринимается как бородатый всезнайка в тяжелом жилете с кармашками. Который, кстати, как показалось, уже не без усилий влачит на себе груз однажды успешно проданного образа: во всяком случае, войдя в комнату для пресс-конференций, он с отчетливым вздохом облегчения скинул с себя громоздкую ношу весом в семь с половиной килограммов (многокарманные штаны интеллектуала весят еще восемь). Кстати, самым свежим обновлением для знаменитого жилета, в недрах которого есть многофунциональные ножи, фонарики, аккумуляторы и сетки-авоськи, стал значок с гербом Пензы – города, о котором всезнающий Вассерман, по его собственному признанию, не знал ничего.

 - К сожалению, кочевая жизнь, когда постоянно в разъездах, как раз плоха тем, что времени на самостоятельные прогулки, на знакомство с городом почти не остается. Я успел побывать в сотне с лишним разных населенных пунктов, но вспомнить могу дай бог десяток. Даже никаких стереотипов, связанных с Пензой, у меня не было, - сказал Анатолий Вассерман, отвечая на вопрос портала «Пенза-Взгляд». – Просто знал, что есть такой тихий город, но никаких подробностей. Так что впечатление составляю с нуля.

 - И как впечатление с нуля?

 - Скажем так: так очень небольшая часть города, которую успел увидеть, понравилась. Надеюсь, то, что не увидел, тоже не хуже.

- Показалась ли вам Пенза провинциальным городом?

 - Те люди, с которыми мне довелось общаться, впечатления провинциалов не произвели.

 - Ключевский в свое время сказал, что в России центр на периферии. Вы с этим согласны?

 - Нет. То есть как раз наоборот – ощущение центра в России очень четкое, практически во всех местах, где я бывал. Ощущение единства, скрепленного центром, тоже очень велико. А периферия не то чтобы противопоставляется центру, но довольно заметно от него отличается именно психологически. И расспросы относительно того, воспринимают ли вас как провинцию, довольно крупный психологический недостаток. У меня как одессита очень серьезная закалка против такого ощущения: я проработал почти двадцать лет во всесоюзном объединении «Пищепром-автоматика», у которого головной институт и головной завод находились в Одессе, а в Москве был один из филиалов. Такой опыт очень быстро отучает чувствовать себя провинциалом. Так что даже не надо себя спрашивать, центр мы или периферия. Надо искать себе задачи посложнее.

- И, тем не менее, когда вы приезжаете на турниры в разные города, то накладывает ли свой отпечаток место его проведения?

 -  В общем-то нет. Повсеместно установился достаточно высокий уровень игр, и заметных различий нет. Все-таки история нашего интеллектуального спорта насчитывает уже три десятилетия, правила устоялись, существует кодекс, есть профессиональные редакторы, единая база вопросов. Кстати, сам я придумал не двух десятков вопросов.

По словам Вассермана, легенда о его всезнании в большей степени миф: чаще всего вопросы интеллектуальных турниров устроены таким образом, что требуют прежде всего размышлений, в результате которых игрок приходит к верному ответу. Вообще же, по его мнению, человек лучше всего запоминает то, что ему интересно, и ему в этом сильно повезло, поскольку его интересует многое. Он уверяет также, что никогда не пользовался никакими мнемоническими приемами для развития собственной памяти, и что если однажды не смог ответить на какой-то вопрос в ходе состязания, то вряд ли ответит на него в следующий раз. Иллюстрацией к разговору на тему «помню-не помню» стала напоминалка, сработавшая на планшете Вассермана: не забыть про пензенский турнир. Впрочем, прощаться с журналистами вольготно расположившийся гость явно не торопился.

 - Общаться с прессой – часть моей работы. Поскольку как аналитик я накопил много нетривиальных взглядов, стараюсь делиться ими при каждом удобном случае.

- Чем вам запомнился уходящий год как аналитику?

 - Боюсь, буду не слишком оригинален, но более всего запомнились выборы Трампа. И даже не потому, что само по себе это событие обещает очень серьезные изменения во всем мировом раскладе. Эти выборы очень наглядно доказали, насколько велики внутренние противоречия в тех странах, которые пока еще именуют себя развитыми. И это не столько открытие нового пути, сколько доказательство неприемлемости старого.