29 марта 2024, ПТ, 00:19
25 ноября 2016 Интервью

На машине времени

Они мечтают оказаться в прошлом вопреки законам физики и здравому смыслу. Историческая реконструкция имеет немало преданных поклонников в Пензе. Для Алексея Фролова, члена молодежного историко-культурного объединения «Святогор», это не просто хобби, а образ жизни.

– Глядя со стороны, историческая реконструкция – это, во-первых, больно, а во-вторых, дорого. Тогда в чем удовольствие?

– Дорого обходятся костюмы, снаряжение и поездки на фестивали. За все приходится платить. В исторических сражениях мы бьемся в полную силу, у нас нет постановочных сцен. И в одиночных поединках, и в массовых битвах – бугуртах мы воспринимаем друг друга как противников. Удары наносятся в открытую зону, и требуется как минимум выносливость, а лучше умение сражаться. Новичок не выйдет на битву, не пройдя через месяцы тренировок. Сначала ему дадут деревянный меч. Специалисты по историческому фехтованию объяснят, как его держать, как наносить удары, чтобы не покалечить противника, как защищаться щитом. Вооружение обязательно должно соответствовать статусу бойца. Можно использовать скрытую защиту – изделия из войлока, кожи, которые надевают под одежду. Обязательно наличие шлема, без него участвовать в битве нельзя. Доспехи мы используем не часто, потому что в X веке такая роскошь была далеко не всем по карману, а мы интересуемся именно этим периодом нашей истории.

Нас часто спрашивают, зачем мы этим занимаемся. Я обычно задаю встречный вопрос: «А зачем боксер выходит на ринг?» Помню свою первую битву – это был сумасшедший адреналин.

– Как вы оказались в историческом клубе?

– В детстве у меня была любимая книжка – «Книга будущего командира», описывавшая славный боевой путь наших военных предводителей, начиная с древнейших времен. В ней были красочные иллюстрации, написана она была живым языком. Когда ее листаешь, проникаешься гордостью за предков. Они были настоящими защитниками своей земли. Как было не увлечься? Интересоваться историей я начал рано, но в клуб пришел уже после университета. С тех пор не представляю жизнь без него.

– Вы реконструируете не только военные события, но и быт, обычаи и культуру ушедшего времени. Это же кропотливый труд.

– Мы сами шьем себе одежду, причем швейной машинкой пользоваться нельзя. У наших предков ее не было, а мы стараемся максимально вжиться в эпоху. Знаете, когда сам сшил себе рубаху, а потом порвал, ты ее не выбросишь, а залатаешь. Ты понимаешь, какой это труд, сколько времени и сил затрачено. Машины обесценили вещи, которые нас окружают. Когда я только пришел в клуб, мне сказали, что через месяц у нас фестиваль, и если я хочу участвовать, мне нужно сшить штаны, рубаху, носки, шапку. До этого я не держал иголку в руках, но сделал все за две недели. Так что это вопрос не умения, а желания. Даже поршни пришлось сшить – это славянская обувь, потому что в кроссовках, кедах или берцах на поле боя не пускают.

– А как же быть с гаджетами? Они тоже под запретом?

– Фестиваль – это полное погружение в эпоху. Вы не увидите дружинника, который пишет смс или делает селфи на телефон. Любые современные вещи на время мероприятия под запретом. Пользоваться ими можно только за пределами лагеря. Чтобы позвонить близким, придется выйти в чистое поле. Даже очки надевать нельзя! Их ведь на Руси не было. Меню тоже максимально приближено к походным условиям того времени. Никакой картошки или помидоров. Чаще всего это каша с мясом, которую готовим на костре в котле.

– Ваше увлечение влияет на ваши вкусы? Какую музыку вы слушаете, какие фильмы смотрите?

– Есть группы, которые можно услышать на любом историческом фестивале. А поскольку я занимаюсь еще и конной реконструкцией, люблю казачьи песни. Кино – это отдельная тема. Раньше мог просто посмотреть исторический фильм, а сейчас включаю и ужасаюсь – как много ляпов. На герое вещь совсем из другой эпохи или вооружение. Пожалуй, лучшей могу назвать нашу картину «Ярослав». Там подкачали костюмы, но вооружение на 95 процентов соответствует исторической действительности, кстати, авторы прибегали к советам реконструкторов и пользовались их орудиями.

– Скоро в Пензе состоится исторический фестиваль. Почему горожанам стоит посетить его?

– Фестиваль будет посвящен XVII веку. Мы назвали его «Рубежи Московского царства», так как Пенза была основана как пограничный город на засеке. В районе улицы Марата на Шуисте, рядом с остановкой «Согласие», будут стоять соответствующие указатели. Мы ждем всех 10 декабря с 12 до 15 часов. Будут показательные выступления стрельцов и казаков. Самой зрелищной частью станет реконструкция сражения, в котором защитники крепости отобьют нападение разбойных людей. Гостей будет веселить народный театр «Петрушка».

 

Источник: газета «Горожанин»​ №46 (075) от 23 ноября 2016 года