19 апреля 2024, ПТ, 06:18
16 ноября 2016 Интервью

Заставил играть струны души

фото:Горожанин

Изгиб гитары желтой он обнимает каждый день – это его работа. Валерий Левин не только музыкант, более 20 лет он ремонтирует и конструирует гитары, а в последние годы еще и обучает этому детей в подростковом клубе «Моделист».

– Валерий Владимирович, первая созданная своими руками гитара, наверное, как первая любовь, не забывается?

– Вы правы. Причем хорошо ее запомнил не только я, но и супруга. Работать приходилось дома, одна из комнат превратилась в мастерскую. У меня тогда и лобзика не было. Я доски обтесывал топором, обрабатывал напильником. А как я ее красил в малиновый цвет!.. Форточки нараспашку, но все равно запах стоял жуткий. Это сейчас у молодежи под рукой интернет и масса подробных советов. А тогда информации почти не было. Учился всему по ходу, наверное, чутье какое-то от природы помогало. На мою первую гитару нашелся покупатель, хотя изначально я делал ее не на продажу, а для души. Звучала она изумительно, хотя была вырезана из найденной на свалке пустотелой двери. Сработало сарафанное радио, и пошли заказы.

– Какие ваши детища особенно запомнились?

– Интересная история связана почти с каждым заказом, я очень люблю сложные задачи. Одному музыканту понадобился чехол для гитары необычной формы – она была такая длинная, «рогатая», как у рок-музыкантов. Он попросил, чтобы я ему сделал подходящий чемодан. Получился чехол, в точности повторяющий все изгибы инструмента. Внутри оббил его бархатом, замочки аккуратные, подставочка под гриф. Вот сделал бы я ему обычный футляр, он бы про меня и не вспомнил, а так добрая память осталась. Благодаря ему у меня появилось много заказов на футляры для самых разных инструментов. Еще помню, однажды делал гитару на заказ – корпус кленовый, хороший инструмент вышел. Заказчик вскоре уехал в Москву, но через какое-то время гитара вернулась в Пензу и попала к моим знакомым. Они принесли ее мне подремонтировать. Ощущение было невероятное – будто после разлуки взял на руки своего ребенка.

– Любую ли гитару можно вернуть к жизни?

– Однажды мне принесли испанскую гитару из красного дерева. Ее хозяин, бизнесмен, сказал, что никаких денег не пожалеет, лишь бы вернуть семиструнной былую красоту и звучание. А там, представляете, посередине вмятина огромная. Оказалось, супруга, разозлившись на мужа, взяла молоток и проломила инструмент. Работа была сложнейшая, гриф вклеенный. Но мы ее реанимировали. После долгих лет работы уже по звучанию могу определить, что с инструментом не так. Мне это интересно, я не устаю от работы, я за ней отдыхаю. И вопрос не в деньгах, хотя куда же без них.

– Что-то может отвлечь вас от любимого занятия?

– Я заядлый рыбак. Мой брат, например, совсем не понимает этой страсти. А я удочки закинул, сижу в тишине, думаю о жизни, о прошлом, о том, что еще не успел сделать, а так хочется. Клюет – приду домой с рыбой. Не клюет – тоже хорошо провел время.

– У вас есть ученики, схватывают ли они эту непростую науку?

– Знаете, это особое удовольствие для меня – видеть, как ребята возятся с инструментами. Пилят, строгают, чистят, домой таскают, родителям показывают. Это же здорово – уметь что-то мастерить руками, а в наше время дети вообще мало что делают сами. Я им предоставляю полную свободу творчества. Хочешь – гитару делай, хочешь – табуретку. Эта работа меня дисциплинирует. Педагог обязан быть примером для детей. Если они задают мне вопрос, я должен ответить моментально, не задумываясь, чтобы они понимали, что я действительно профессионал, а не просто так указания раздаю.

– Когда вокруг столько инструментов, наверняка в мастерской звучит музыка.

– Я сам играю на акустической, электро- и бас-гитарах, на синтезаторе. И ребятам все свои знания стараюсь передать. Помогаю с вокалом, песни могу разложить на несколько голосов. Только вот музыку их современную не понимаю. У них какие-то «Градусы» в репертуаре, а мне милее ВИА времен нашей молодости. Но не настаиваю на своем, хотя иногда предлагаю. Вот песня «Бродячие артисты» моим ребятам по душе.

– В мире уже есть гитара, напечатанная на 3D-принтере. Как вы думаете, заменит ли когда-нибудь машина человека в таком тонком деле?

– Сейчас машины умные пошли. Загрузишь программу, и станок тебе что хочешь сделает. Может, и будет производство на потоке, но все равно инструмент – это ведь не просто набор деталей. Я над своими гитарами часами сижу, в каждую частичку души вкладываю. Она играет, и в ней душа моя поет. Разве машинам это под силу?

Газета «Горожанин»