25 апреля 2024, ЧТ, 19:48
25 августа 2016 Интервью

Властелин колец

Наблюдая за выступлением гимнастки Алии Мустафиной, которая выступала за Пензенскую область и принесла олимпийское золото российской сборной, сильнее всех болельщиков переживал директор СДЮСШОР олимпийского резерва по гимнастике Валерий Старкин. Он болел и за воспитанницу школы, и за ее тренера – своего сына Сергея. Старкин-младший готовил к Играм и другого гимнаста, ставшего трехкратным призером в Рио, Дениса Аблязина.

Связался с женщиной

– Валерий Георгиевич, вы после выступления звонили виновникам торжества?

– Конечно, звонил – они были довольные очень, но мне показалось, что сразу просто не осознали случившегося. Между тем медаль Алии Мустафиной неожиданностью не стала, это результат упорных тренировок. Хотя завоевать одну олимпийскую награду трудно, но реально, а вот подтвердить свое звание олимпийского чемпиона уже сложнее. В этом плане ее золото уникально. Посмотрите, по сравнению с прошлой Олимпиадой она недобрала всего одну медаль – тогда у нее еще была бронза в вольных упражнениях, но после перенесенной операции на мениске она просто физически не может выйти на прежний уровень акробатики. Поэтому ее золото – это одновременно и закономерность, и чудо.

Ее тренер Сергей понимал, какой груз ответственности принимает, взявшись два года назад тренировать Алию, когда она возвратилась в большой спорт после серьезной травмы. Но любое неудачное ее выступление связали бы в первую очередь с новым наставником. Одновременно он занимался с Денисом, и спортивные комментаторы недоумевали: «Зачем тренер Аблязина связался с женщиной?» Но он не провалил подготовку, у Мустафиной – золото.

У Дениса, я думаю, награда высшей пробы еще впереди. Наши великие гимнасты Немов, Андрианов прошли по три Олимпиады. У Аблязина за плечами пока две. Все зависит от здоровья, теперь ему нужно полноценно восстановиться. То, что он объявил о женитьбе и будущем отцовстве, – очень хорошо. Думаю, это даст ему положительный стимул и в спорте. Семья в разы прибавит ему ответственности. Тем более что Ксения сама спортсменка, она очень хорошо понимает мужа.

На фото: Сергей Старкин, Денис Аблязин

Семейный подряд

– У вас с женой тоже общие интересы?

– Да, и в этом гораздо больше плюсов, чем минусов. Единственное – когда ты директор спортивной школы, а жена – тренер, вы все время на газах друг у друга. Все время работа, без выходных-проходных, без праздников и нормальных отпусков. И Сергей рос в этой атмосфере. Школа гимнастики была рядом, тренировки – с 6:15, даже вопрос не стоял, чем ребенок будет заниматься. Через дорогу – общеобразовательная школа, 44-я гимназия. Поле уроков снова тренировки, Сережа сам доходил до зала, вечером его забирала бабушка, а мы с женой продолжали работать. Это, конечно, наложило отпечаток на его характер, он у нас очень ответственный с детства был. Сознавал, что мама – тренер, а папа – директор. Дошел до мастера спорта, работать начал с 16 лет.

Как отец я, конечно, горжусь сыном, но и как руководитель горжусь тренером. Такого не было в России уже несколько десятков лет – чтобы один наставник подготовил разнополых гимнастов мирового уровня. Знаете, часто со стороны судят: если спортсмен талантливый, то неважно, какой тренер, это тренеру со спортсменом повезло. Но ведь нет такого, что целый поток талантливых детей идет, из которых можно делать звезд. К каждому спортсмену нужно найти подход, нужно понять, как его поддержать в момент больших нагрузок, как стимулировать идти дальше. Здесь Сережа, я считаю, далеко ушел – он всегда анализирует выступления гимнастов, ищет причины успеха-неуспеха, следит за их здоровьем.

Мечты сбываются

– Вы не жалеете, что сами стали не олимпийским чемпионом, а директором школы гимнастики?

– Никогда не жалел, что именно так все сложилось. Сам я из Кузнецка, когда учился в первом классе, в школу пришел тренер, позвал заниматься. Я походил и бросил, но вернулся через несколько лет. У нас там был парень постарше нас, сейчас он генерал-майор, – затащил нас в секцию. Объяснил все – про режим, питание, про отказ от курения. На стадион ходили на соревнования смотреть – я уже тогда понимал, сколько спорт требует труда.

В 30 лет стал директором Пензенской школы гимнастики, более 10 лет тренировал. Поставил себе очень высокую планку относительно того, какие в нашей школе должны быть тренеры и ученики. Многие не верили, что получится. А все удалось: сначала с художественной гимнастикой, потом со спортивной. В России нет больше школ, где эти два вида уживаются рядом. Можно сказать, что на Олимпиаде в Рио сбылась наша с женой мечта, и воплотил ее наш сын Сергей, подготовивший к Играм Алию Мустафину и Дениса Аблязина.

Источник: газета «Горожанин» №33 (062) от 24 августа 2016 года