29 марта 2024, ПТ, 08:37
20 января 2016 Горожанин

Культурно припаркуют

Нехватка парковочных мест в Пензе остро ощущается и автомобилистами, и пешеходами. «Железных коней» бросают где попало, никого не стесняясь и не опасаясь. Решение острой проблемы городские власти ищут не первый год. На каких вариантах остановились и что ожидает нас в ближайшем будущем, выяснял «Горожанин».

Электронная версия газеты "Горожанин" №2 (031) от 20 января 2016 года

ПОСТАВЯТ НА СЧЕТЧИК

Изменили нормы

В предновогодней шумихе остался практически незамеченным проект местных нормативов градостроительного проектирования города Пензы. В нем четко прописано количество обязательных парковочных мест для разных объектов в городе. Исполнителем проектного решения выступило ООО «Научно-исследовательский институт градостроительства и землеустройства». За разработку документа администрация Пензы заплатила 445 тысяч рублей.

Решением Пензенской городской Думы от 30.10.2015 № 299-13/6 утверждены новые нормативы, регламентирующие в том числе и количество парковочных мест у жилых и нежилых зданий. Однако принятые цифры значительно отличаются от проектных в сторону сокращения. В некоторых случаях нормативы почти в два раза были уменьшены по сравнению с расчетными. Видимо, законодатели решили не ввергать в колоссальные финансовые затраты большинство социокультурных и торговых объектов.

Для многоэтажек, относящихся к классу массового жилья, для гостевой стоянки должно быть организовано 7 мест на 100 жителей, для постоянного хранения – 25 мест на 100 жителей. Максимально допустимый уровень территориальной доступности стоянки должен составлять 800–1500 метров от дома. Для социального жилья парковок предусмотрено еще меньше. На гостевой стоянке гарантировано 4 места на 100 человек и 15 мест на 100 человек для постоянного хранения автомобилей в отдалении до 1500 метров от дома.

– Места для постоянного хранения автомашин ничем не регламентированы, кроме отдаленности от жилья. Необходимо будет строить многоярусные паркинги. Кто будет этим заниматься и за какие деньги? – спрашивает депутат Пензенской городской Думы Жиганша Туктаров. – Почему мои коллеги-депутаты решили, что в социальном жилье машин будет меньше, чем в массовом? Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Для многих из тех, кто живет в социальном жилье, автомобиль является рабочим инструментом. В общем, вопросов больше, чем ответов. Уверен, нельзя было принимать подобное решение.

У принятых нормативов нашлись и сторонники.

– Депутатские пожелания порой оторваны от отечественных городских реалий и современных представлений о рациональном градопланировании, – считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Михаил Блинкин. – Два и более машиноместа на одно домохозяйство – это принятая в мировой практике норма для низкоплотной застройки индивидуальными домами. Такая застройка считается ориентированной на отсутствие общественного транспорта. Она характерна для американских спальных районов. Для российских условий такой тип застройки совершенно нехарактерен. Кстати, я считаю, что в пределах дворовой территории устанавливать правила резидентной парковки могут и должны сами жители многоквартирного дома. Напомню, именно они являются собственниками земельного участка согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ.

Кто заплатит?

Утвержденные нормативы обязывают застройщиков предусмотреть большее количество мест при возведении новых объектов. А это значит, что земельный участок под строительство должен быть больше, а значит, и дороже. Естественно, это не может не отразиться на стоимости квадратного метра жилья.

– Мы прекрасно понимаем, что проблема существует и ее нужно решать, – говорит начальник отдела по оформлению исходно-разрешительной документации МУП «Пензгорстройзаказчик» Наталья Куркина. – Машины ставить порой некуда. Какие шаги может предпринять застройщик? Закатать всю придомовую территорию в асфальт или строить многоуровневые паркинги? Но не нужно забывать, что такое парковочное место на подземной стоянке будет стоить приличных денег, сумма соразмерна стоимости малометражной квартиры.

Кстати, подобные градостроительные нормативы ранее приняли в Новосибирске. В небедном городе из-за этого разразился крупный скандал.

– По существующим нормативам мы настроили подземных парковок. Но они не пользуются покупательским спросом. Материалы истрачены, деньги, которые изъяты из кредитного оборота, не работают. Мы получили мертвый город под землей, – говорит генеральный директор компании «Скай групп» в Новосибирске Владимир Литвинов.

За порядок во дворах и на улицах города придется платить самим горожанам, причем и «безлошадным» тоже.

Придется раскошелиться

Когда верстался номер, стало известно, что территория у драматического театра и Пензаглавпочтамта станет платной парковкой. Ее услуги обойдутся в 30 рублей за час, в ночное время – в 20 рублей за час, посуточная плата составит 150 рублей. Горожане по-разному отнеслись к инициативе отгораживания части общественного пространства и взимания за это платы.

«Платная парковка возможна только для тех, кто оставляет машину на 1–3 часа, а если ты едешь на работу, то оплата парковки будет съедать львиную часть зарплаты», – пишет в социальных сетях пензячка Оксана Титова.

«А что вы удивляетесь? Были времена, когда часть улицы Суворова по выходным перекрывали и брали за это плату. Поэтому ничего удивительного на этот раз не происходит. Хотелось бы знать, куда пойдут наши деньги?» – пишет анонимный пользователь.

Платной в скором времени станет и стоянка на Привокзальной площади. А вот улицу Московскую обещали полностью освободить от припаркованных автомобилей. Видимо, их надеются разместить на многоуровневой парковке, которую достраивают на улице Кураева. Кстати, пока это единственный пример вложения частных инвестиций в развитие цивилизованных паркингов.

По сведениям управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области, на территории Пензы насчитывается 19 земельных участков, разрешенных для использования под строительство паркингов. При этом сведения о регистрации права собственности имеются только в отношении шести из них. Четверо владельцев уже уплатили налог на землю за 2014 год в размере 190 тысяч рублей. С 2016 года для них ставка налога снижена с 0,3 до 0,1 процента от кадастровой стоимости. Городские власти надеются, что это поспособствует дальнейшему строительству многоуровневых паркингов в Пензе.

Однако платные парковки бесполезны до тех пор, пока можно безнаказанно бросать машину где попало. У ГИБДД, видимо, не хватает ни средств, ни времени следить за этим, да и драконовские меры в виде эвакуирования вызовут социальное напряжение. Платных мест на парковках всем, увы, не хватит. Каждый решает для себя сам – брать машину и нести сопутствующие расходы или пользоваться общественным транспортом.

МНЕНИЕ

Марат Каскеев, заместитель председателя Пензенской организации Союза архитекторов России, один из авторов проекта ККЗ «Пенза»:

– После внесения изменений в Градостроительный кодекс РФ регионы обязали устанавливать местные нормативы, при этом федеральное законодательство дает только рамочное определение по данному вопросу. К сожалению, поднялась волна нормотворчества, которое не всегда идет на пользу дела. Были случаи, когда на местах просто копировали документы других городов, меняя только шапку.

Должен отметить, что нынешние нормативы – результат долгих и жарких дискуссий в профессиональной среде. Эффективность и состоятельность местных градостроительных нормативов покажет время. Как архитектор я более или менее за них спокоен. Если говорить о решении проблемы парковок, в идеале можно предложить частно-государственное партнерство, муниципальную программу льготного кредитования покупки парковочных мест, совместные решения бизнеса и власти по организации паркингов. Это в интересах и города, и горожан – освободить улицы и дворы от транспорта. Паркинги появятся у нас очень нескоро, а ужесточение нормативов не сможет решить проблему.